ong-bak.ru

Cообщество поклонников Тони Джаа

и фильмов о боевых искусствах.

Боевая хореография тай-чи в фильмах Йен Ву Пинга. Часть вторая

Мастер Тай-чи “Мягкость” или “духовность” в традиционных китайских боевых искусствах приобрели среди поклонников кунг-фу некоторую таинственность. Как мягкость может быть мощной? Достаточно трудно для стороннего наблюдателя, определить источник силы в таких боевых искусствах, как тай-чи и багуа (пакуа). Практикующие говорят о “втекании”, “заимствовании энергии противника”. Способность внутренне соответствовать боевому стилю - это гораздо больше, чем просто магия в боевых искусствах. Чтобы достичь духовного единения с выбранным направлением, японские боевые искусства, такие как айкидо и джиу-джитсу, опираются на глубокое понимание механических и физических процессов, происходящим в нашем теле.

Гениальность тай-чи хореографии Йен Ву-Пинга состоит в том, что он смог донести до зрителей именно то, что представляет собой этот стиль в действительности, снимая актеров, которые фактически, не являются мастерами тай-чи. Джет Ли, Донни Йен и Ву Цзин превосходно владеют боевыми искусствами, но их опыт в тай-чи не идет ни в какое сравнение с уровнем таких мастеров, как Чэн Сяован (Chen Xiaowang) или Боу Сим Марк (Bow Sim Mark).

В первой части была рассмотрена хореография Йен Ву Пинга в “Теневом боксере” и “Пьяном тай-чи”. В этой части будут рассмотрены два фильма “Мастер Тай-чи“, картина 1993 года и телесериал с одноименным названием, вышедший на экраны в 1997 году.

В первом “Мастере тай-чи” в главной роли снялся Джет Ли, что позволило Ву-Пингу применить его навыки, полученные, когда он был еще членом пекинской команды по ушу. В начале истории, Ли - буддийский студент, владеющий стилем Шаолиньской школы, но по ходу сюжета, он меняет свои убеждения, примыкает к даосизму и помогает найти Ву Данга – основатателя школы тай-чи. Он получил даосское имя Сан Фенг, которое может быть переведено как “три безумия”, намекая на умственное помешательство, после предательства его братом - монахом, или как “три богатства”, подразумевая наследие реального Чжан Сан Фэн, легендарного первого последователя техники тай-чи.

В “Мастере тай-чи“, Йен Ву Пинг уделяет особенное внимание на противостоянии двух противоположностей в мире кунг-фу: силовой, жесткий стиль против мягкого. Стиль Шаолинь в этом фильме показан не только как жесткий, но и подлый (воплощенный в лице властного и деспотичного учителя Ю Хай) и еще одного амбициозный героя (Чин Сьюхо), обладающего хитростью двуличия. В то время как, в начале фильма, характер Ли мягче и слабее его брата, но, приняв другое вероисповедание и познав себя, он достигает просветления и мастерства в боевом искусстве. Йен повторяет образ героя из “Пьяного тай-чи”, и воплощает его в Ли-самоучке. Новым элементом, привнесенным Ву-Пингом в фильме, является использование метафоры ветра, особенно впечатляющими смотрятся кадры с кружащейся листвой, чтобы показать “лезвие розы” (fa jin), или “освобождение сосредоточенной силы”. Используя школу мастера Чэн, Джет Ли мастерски демонстрирует волнообразные движения талией, передавая “Фа Цзинь” (fa jin).

Все фильмы от мастера экшенов строятся вокруг вышеуказанной концепции мягких против жестких. Положительные герои сражаются против жестоких и беспощадных противников. Но что отличает телесериал “Мастер тай-чи“, это то, что главный герой (Ву Джинг) противостоит такому же “мягкому” бойцу, как и он сам. Его оппонент - мастер стиля багуа в исполнении Симмона Сюй (так же известного как Xu Xiangdong, Hsu Hsiang-dong, Chui Heung-tung), судя по всему, его прототипом является настоящий основатель багуа стиля - Донг Хайчуаня. По сценарию, Янг Ягуан (Ву Джинг) хочет узнать стиль боевого искусства семьи Чэн, известный как тай-чи, но передача опыта возможна только для членов семьи. Тогда он нанимается прислугой в деревне, чтобы тайно изучить тай-чи. В итоге, ему удается не только овладеть этим стилем, но и внести свои коррективы, тем самым, создав, по сути, новый стиль в боевых искусствах, известный в наши дни, как стиль Ян. Для экранизации трех боев между Янгом и Донгом, решая чертовски трудные идиомы двух стилей тай-чи и багуа, Йен Ву Пинг поставил по истине лучшую хореографию поединков из когда либо созданных.

Правда, в других сценах борьбы, так же как и в других фильмах, фактически мало, что используется от настоящей техники тай-чи. Несмотря на, время от время случающиеся толчки, захваты или броски – все те элементы, которые делают узнаваемым данный стиль, бойцы, как правило, используют то, что мастера называют “сила против силы”. Это нормально. Совсем не просто отразить реальную технику на экране. Но в фильме есть целых три сцены, из которых хорошо видно, что когда за дело берется хореограф высокого класса, то актеры получают реальную возможность блеснуть своими навыками. Решающее сражение между Янгом и Донгом происходит на арене, окруженной воинами со знаменами, трепещащюми на ветру, создавая визуальное эхо волнообразных, скручивающих движений бойцов. Донг начинает битву с техники “Single Palm Change” , Янг отвечает с помощью “Single Whip”. Во время этой сцены, Йен Ву Пинг подчеркивает захватывающие движения, скрытые в плавной изменчивости борьбы, сначала в качестве совместного захвата, потом в виде повторяющихся серий контрударов, с полетом назад и обратно к противнику. В конце боя, Донг блокирует запястья Янга, поворачиваясь в броске.

Мастер Тай-чи Один из моментов, который затрудняет передачу техники кунг-фу на экране, является изменение направления энергии, что происходит, когда от сильного удара противника боец отклоняется и поворачивается спиной к своему первоначальному положению в пространстве. Йен Ву-Пинг использует сочетание хореографии и режиссуры, чтобы зрители смогли проследить ее движение, например, когда Донг ударом кулака бьет Янга и в результате получает от падающего Янга удар ногами. Другой тип изменения направления в эпизоде, где Донг в положении с согнутой спиной крутится вокруг своей талии, чтобы избежать ударов на верхнюю часть тела. Чрезвычайная гибкость талии, в том числе согнутая спина (backbends), является отличительной чертой направления багуа и четкое сочетание стилей хорошо видно в эпизоде, где Донг выполняет типичный для стиля багуа фронтальный удар, откидываясь назад для противовеса, и Янг реагирует ударом ноги, затем опуская ее, переходит на позицию “скольжение вниз” (Slide Down) или “ползущая змея” (Snake Creeps Down) , выбивая из под Донга ноги. Снова и снова, снимая и редактируя, режиссер пытается показать зрителю траекторию движения потока энергии: от удара ногой Донга до захвата руками со стороны Янга, затем вниз сквозь тело Янга к его ногам.

Можно еще долго рассуждать - о том, как бойцы “прилипают” друг к другу, находясь в полном физическом контакте между ударами, как они выкручиваются и наматывают круги, чтобы противостоять в совместном захвате - но, пожалуй, этого достаточно. Смотрите бои. Смотрите полнометражный, отредактированный телевизионный сериал, вышедший в 2005 году, и убедитесь сами, насколько мягким может быть боевое искусство.

Автор: Жан Лукич
Перевод: Панайотова Олга


Вы нашли ошибку в тексте? Открою огромный секрет: его пишут самые обыкновенные люди. Просто укажите в комментарии на допущенную оплошность и она будет исправлена. А со своей "критикой" выступайте на Упячке, там это оценят по достоинству.

Всего комментариев: 3»

  1. Прошу прощения, но айкидо и джиу-джитсу - японские боевые искусства, не китайские.

    Комментарий от kuraisu - 24|11|2009 # 15:15

  2. Спасибо, исправил.

    Комментарий от TJ - 24|11|2009 # 15:22

  3. Доброй ночи!!
    А можно где взять уроки в виде видео и в письменном виде???

    Комментарий от Владислав - 22|02|2010 # 2:24

RSS лента комментариев к этой записи.

Оставьте свой комментарий:

Обратите внимание! Если вы комментируете впервые, то ваш комментарий отправляется на модерацию. Также, сообщение модерируется если в нем присутствует ссылка.

Я не робот!