Cообщество поклонников Тони Джаа
и фильмов о боевых искусствах.
Тони Джаа: Муай Тай и Голливуд.
Др. Крейг Рейд для KUNGFUMAGAZINE.COM
Тони Джаа поделился со мной своими мыслями о том, как он с помощью кинематографа надеется увеличить знания людей о Муай Тай, как о положительной части тайского наследия и культуры, и уверить их в том, что Муай Тай – не простое «вышибание кому-то мозгов» на ринге.
И если его дебютный фильм «Онг-Бак» станет успешным, то Джаа не только войдет в пятерку признанных Азиатских актеров-бойцов на просторах от Азии до Голливуда, но и будет первым не китайским, а тайским актером из этой пятерки. И Тони от всего сердца благодарит своих предшественников.
Листая страницы истории, можно узнать, что гонконгский кинематограф стал частью американской поп-культуры в 1971 году, и с этого времени лишь четыре тренированных азиатских бойца успешно перекочевали из Азии в Голливуд и снимались в фильмах категории А. Все они были китайцами: Брюс Ли, Робин Шу, Джеки Чан, а позже- Джет Ли.
Лишь у нескольких азиатских актеров был шанс появится в американских фильмах, посвященных боевым искусствам – Боло Йенг (Bolo Yeung), Ясуаки Курата (Yasuaki Kurata), Сонни Чиба (Sonny Chiba) и Тоширо Мифуне (Toshiro Mifune), но только в ролях второго плана. Это говорит о том, как плотно закрыты двери в Голливуд азиатским звездам. По правде говоря, ничего почти не изменилось со времен Брюса Ли. Но это уже другая история. А вот у Тони Джаа особенное положение: он неизвестный актер, стучащий в двери Голливуда с одним фильмом за плечами (прим. на момент написания статьи), сделанным киноиндустрией, о которой 98% американцев, скорее всего, не знают вовсе.
Вдохновленный отважным и быстрым Брюсом Ли, боевой хореографией гениального Джеки Чана, стильным Джетом Ли впервые появившись на экране в фильме с Робином Шу, Джаа нашел свою нишу в своем боевом искусстве, высоко-стилизированной версией Муай Тай. До этого момента вне Таиланда этот стиль был не очень распространен и показан на экране. Разве, что несколько похожих примеров : «Дуэль кулаков»( DUEL OF THE FISTS) (1971, режиссер Чанг Че(Chang Cheh), в главной роли Ти Лунг (Ti Lung), «Однорукий боксер» (ONE-ARMED BOXER)(1971, Джимми Вонг Ю (Jimmy Wong Yu)) и продолжение «Мастер Летающей Гильотины» (MASTER OF THE FLYING GUILLOTINE)(1976), «Королевский боксер» (KING BOXER) (1972, Менг Фей (Meng Fei)), «Король королевских боксеров» (KING OF THE KING BOXERS) (Нг Си Юэн (Ng See Yuen), Билли Блэнкс) и, даже осмелюсь упомянуть, «Кикбоксер» (KICKBOXER) с Ван-Даммом и его четыре сиквела (а может уже и больше). Но когда вы смотрите «Онг-Бак», становиться понятно, что это нечто совсем иное, больше похоже на некомедийные фильмы 80-х с Джеки Чаном, насыщенные неистовыми и яростными ударами локтями и коленями, умопомрачительными трюками, которые напоминают нам всеми любимые гонконгские боевики тех времен.
Джаа – единственный актер фильмов о боевых искусствах, который на протяжении приблизительно 15 лет не использует провода или тросы (даже в целях безопасности), специальные эффекты и все свои трюки выполняет сам. Почему же он выбрал такой опасный путь, когда очевиден тот факт, что как и в фильмах со стареющим Джеки Чаном, одна ошибка – и все, конец карьере. Через переводчика Джаа мне ответил:
«Возвратившись к себе, в родную деревню, я вспомнил, как смотрел на большом экране , который обычно заменяла белая простыня, все фильмы с Брюсом Ли и Джеки Чаном, моментально влюблялся в них и хотел оказаться с ними рядом на экране. Когда смотришь на стремительного и энергичного Ли, как это не может не повлиять на тебя? Но у Джеки, с другой стороны, потрясающие физические и гимнастические способности, большая сила воли и мужество. Мне хотелось повторить что-нибудь подобное, напоминающее старые гонконгские фильмы с участием Джеки Чана, показать зрителям такие же трюки. Я уверен, что те многие, что смотрели боевики с участием Чана, не могли остаться равнодушными, многие стали актерами именно из-за этого, но почти все, за исключением некоторых, используют провода, дублеров, и меня всегда удивляло – почему бы им не показать свои настоящие способности? Как только я был готов к подобным вещам, меня было уже не остановить».
[Изображение не найдено]Многие узнали о Муай Тай где-то в 30-х годах прошлого столетия. Это, по правде говоря, облегченная версия мощной и смертоносной формы древнего искусства Муай Боран (Muay Boran), которая, в свою очередь, развилась из еще более древнего стиля Пахуют (Pahuyuth), названного Линг Лом (Ling Lom) – «воздушная обезьяна», уходящего корнями в Краби-Крабонг (Krabi-Krabong). Интересный факт: несмотря на то, что тайский Пахуют основан на Буддизме, Линг Лом, являясь частью Муай Боран, связана с индуистским богом-обезьяной Хануманом (Hanuman), а традиционные бои Муай Боран были по-существу танцами, прославляющими «Легенду о Рамайане» (The Legend of Ramayana). Бои происходили с участием разных богов, одним из которых являлся Хануман. Как и в китайском кунг-фу, где каждая техника имеет свое название, имена большинства движений Муай Боран основаны на боевых стойках богов из «Рамайаны» (Принца Света/The Prince of Light).
Очевидно, что свет, который Джаа принес в «Онг-Бак» своей человеческой добродетелью и достоинством, которое украшает его искусство, плавно превратился с помощью режиссера Прачьи Пинкаев в фильм, демонстрирующий тайское селение, национальную культуру, сопротивляющуюся современному высокотехнологичному миру, пожирающему страну ради подобия остальным.
Просматривая бонусные материалы к DVD, и видя, как снималась сцена на бензоколонке, можно заметить, что мало кто на съемочной площадке знаком с правилами техники безопасности при работе с огнем: как следствие - огонь начал подниматься вверх по телу Тони и обжигать его лицо (он продолжал стоять). А надо было лечь на землю, таким образом, огонь дольше горел бы в одном месте, не поднимаясь вверх, и его легче было бы погасить.
«Много времени ушло на подготовку к боям, - продолжает Джаа, - мы не хотели сразу снимать , а потом делать трюки: много месяцев отрабатывали хореографию и лишь потом начинались съемки».
[Изображение не найдено]Показ Онг-Бака в Америке не был запланирован заранее, но Люк Бессон, которому понравился фильм, закупил права на его зарубежное распространение и сделал к нему новый саундтрек.
Напоследок, Джаа поделился некоторыми своими мыслями и развеял некоторые слухи, распространившиеся по интернету. Улыбнувшись он сказал, что даже не знает, будет ли снимать Джеки Чан фильм «Пьяный Мастер 3» и соответственно его не приглашали на съемки. Потом добавил: «Я также не ломал ногу на съемках «Онг-Бак 2», к тому же никакого «Онг-Бака 2» не существует!(прим. на момент написания статьи) Мы снимаем фильм под названием «Защитник» (TOM YUM GOONG).
«В завершение, признаюсь вам, что боевые искусства принесли мир в мою душу, я нашел успокоение в медитации. И если подбить итог моей философии жизни, просто посоветую всем прожить жизнь счастливо и радоваться своему любимому делу». Автор: Др. Крейг Рейд для KUNGFUMAGAZINE.COM
2005 год
Вы нашли ошибку в тексте? Открою огромный секрет: его пишут самые обыкновенные люди. Просто укажите в комментарии на допущенную оплошность и она будет исправлена. А со своей "критикой" выступайте на Упячке, там это оценят по достоинству.
Помоему смысл развёрнут с ног до головы, аффтор выжал всё что можно, за что ему cпасибо!
Комментарий от asnukeg - 13|02|2009 # 16:35