Cообщество поклонников Тони Джаа
и фильмов о боевых искусствах.
Онг-Бак 2. Отзывы после SXSW 2009. Часть четвертая
Негативной стороной подобного прогресса может быть то, что такие отличия или эксперименты могут быть полностью не оценены зрителями. Люди невольно сравнивают сцену боя с той, которую недавно смотрели в подобных фильмах, а желательно было бы смотреть совершенно отдельно, не сравнивая с современными или авторитетными старыми фильмами. Иногда очень тяжело смотреть фильм ради самого фильма и того, на что он нацелен. Так, в фильме Цуи Харка “Клинок” (The Blade), режиссер так обработал раскадровку и ее построение с визуальным рядом и озвучкой, что при первом просмотре фильм может показаться невероятно раздражительным. Но, как и хорошее вино, чем больше смотреть “Клинок”, тем лучше можно оценить все сделанное.
Я не настаиваю на том, что каждая сцена или бой должны быть построены по такому же принципу. Нам нужна душа актера в сочетании с режиссером для того, чтобы ломать стены и поднять нас на кинематографические небеса, полные счастья и блаженства, где мы так пока и не побывали. Пусть стремятся к лучшему и продолжают удивлять зрителей.
Вопрос: если бы Вы были режиссером, то, как бы Вы преподнесли зрителям боевик совершенно нового уровня, но, вместе с тем, без полной отчужденности? Я считаю, что режиссеры, которым такое удается, используют те же принципы, которые использовали и ранее, просто создают новое, расширяя все, созданное ими в прошлом.
Если говорить об Онг-Бак 2, то можно провести параллель между достижениями Тони Джаа и всем, что делал Цуи Харк после “Клинка”. Джаа не удовольствовался бы созданием фильма по точно такому же шаблону, как “Онг-Бак”. Он способен создать боевые сцены, достойные соперничать со всем, когда-либо снятым на пленку, безупречно уплотнить сюжет историческими деталями. Это все - возвышенные амбиции, которые “Онг-Бак 2” практически растирает в порошок своим собственным весом. За основу взята стандартная заготовка о ребенке, ставшем свидетелем смерти своих родителей и желающем отомстить любой ценой, с обыкновенным набором нравственных перипетий и того, к чему они могут привести. Желание отомстить обычно дорого обходится персонажу, нежели простое бездействие и апатия. Стоит главному герою стать на путь мести и войти во врата ада, чтобы победить злодеев и уравнять счет… дороги назад уже не будет. Конечно, Вы отомстите, но всех, кого Вы знали и любили, могут убить или покалечить, и Вас в том числе. Какова же цена мести для главного героя? Как далеко он сможет зайти?
Сюжетная линия “Онг-Бак 2” – это самая слабая часть рассказа о мести. Мы, зрители, знаем, какими должны быть ставки, и нуждаемся в порции нравственных преград и дополнительных ключевых действиях персонажа. Взамен этого, Джаа просто переходит от сцены к сцене, от боя к бою, оставляя нас с чувством незавершенности и без полноценных объяснений, как на нравственном, так и на эмоциональном уровнях. Несколько попыток все же были, но большинство из них в виде воспоминаний. И хотя Муай Тай на экране выглядит потрясающе, нам хочется большей поддержки основного сюжетного повествования, раскрытого от “а” до “я”. Для полного понимания происходящего на экране нам понадобится дорожная карта, с намеченными ключевыми точками. С таким монтажом вам никогда точно не понять, где именно находиться Джаа в своем поиске с целью мести. Нам объясняют, как он оказался в том или ином месте, но как только мы туда попадаем, сделанный наспех монтаж случайным образом бросает нас в сцены, бессвязно и без четкой направленности. Мы обрались до того уровня, когда многое начинает проясняться, но нас тут же бросают в густой туман лихорадочных видений, что больше напоминает погружение в абстрактный кислотный сон. Факт, что подобное повествование держит зрителей в тумане на протяжении почти всего фильма, портит впечатление даже от большой финальной сцены боя. Разобщенный сюрреализм срабатывает в исключительно редких случаях. Вы отчаянно пытаетесь быть в курсе того, где находитесь сейчас, и по какой причине, но суть всего происходящего потеряна. Только представьте, если бы в фильме “Bullitt” на протяжении всей автомобильной погони Вы думали: подождите, зачем МакКуин такое творит? Что происходит? Нас аккуратно привели к сцене погони и у зрителей есть возможность самим с головой окунуться в нее, а не быть брошенными туда случайно и думать, что же здесь происходит, черт возьми. Если бы в “Онг-Бак 2” больше времени уделялось объединению отличающихся элементов, то можно было бы утверждать, что мы говорим об одном из самых лучших боевиков.
Мне неизвестно, что заставило Джаа создать такой длинный бой. Скорее всего, он держал в голове идею задумку фильма, и команде частенько приходилось вытряхивать из него идеи для следующих эпизодов. К некоторым артистам вдохновение приходит не сразу. Иногда это занимает определенное время, иногда нужен небольшой перерыв, чтобы закончить эпизод, акт или сцену. Некоторые составляющие могли сформироваться, а некоторые отсутствовать. Результатом подобного могут стать огромные задержки в производстве и всеобщее желание знать, когда же, наконец, режиссер выйдет из своего трейлера и скажет, что делать дальше. Конечно, это вызовет и разногласие окружающих. Может быть, Джаа слишком рано бросили в производство и он не успел нарисовать в голове полноценную картину фильма и свою историю о мести. Тони поражает меня своим желанием оставаться верным своему видению и не идти на компромисс, снимая что-нибудь лишь для того, чтобы снимать. Он стремится во всем быть органичным и придерживаться своей точки зрения вплоть до мелочей. Для него не существует слишком мелких деталей, с которыми не стоит возиться. Такая своеобразная кино-безупречность, подобная Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), может по-настоящему довести до бешенства команду и съемочную группу. Это еще хуже, чем “вытряхивать” из создателя продолжение истории ради окончания фильма. Стало ли причиной подобных размолвок упрямство и непоколебимая преданность Джаа? Довольно часто продюсеры хотят идти вперед и снимать хоть что-нибудь, ведь каждая минута простоя съемочной группы, которой они платят, стоит им немалых денег. В итоге, режиссера просят поторопиться или снять что-нибудь вопреки его желанию: “Хорошо, мы знаем, что ты хочешь создать сцену по-своему, но, поскольку ты еще ничего не придумал, что, если мы сделаем это, это или, например, вон то?”
Я читал однажды, что возможной причиной конфликта могло стать то, что Джаа просто не знал, как закончить последний самый длинный эпический бой и продолжал его откладывать и откладывать. Он хотел сделать его кульминацией фильма, но никто не смог заставить его завершить начатое. Это интересная теория, но она относится к категории слухов. С фильмами так часто бывает: сначала официально объясняют то, что произошло, а потом, в каких-нибудь бонусных материалах или биографии, спустя десятилетия появится “настоящая” история произошедшего. Но все это – не что иное как теории и подозрения, и я не смогу логически объяснить, что могло пойти не так, и предложил лишь две теоретические возможности.
Вы нашли ошибку в тексте? Открою огромный секрет: его пишут самые обыкновенные люди. Просто укажите в комментарии на допущенную оплошность и она будет исправлена. А со своей "критикой" выступайте на Упячке, там это оценят по достоинству.
Хорошая статья,спасибо.Тони хорошие бои поставил,мне даже было смешно когда он в испытательных драках использовал стили ушу чоцзяо и ше-цюань,как-то немного нелепо смотрелось,тайский боец и традиционные китайские стили Конечно 2-я часть не фонтан и брызг маловато,не во всём оправдало ожиданий,но ждём 3-й части.Тони Джаа отличный боец.Иименно такими и должны быть боевые искусства.Респект ему!
Комментарий от Александр - 05|04|2009 # 21:01
Спасибо за статью. Было очень интересно.
Комментарий от Илья - 05|04|2009 # 21:54
А что будет Онг Бак - 3 ?
Комментарий от Евгений - 07|04|2009 # 17:54
Конечно! Выход намечен на декабрь 2009.
Комментарий от EvilDollaR - 07|04|2009 # 18:15
онг бак 2 - гораздо хуже первого…
досмотрел до конца через силу, чуть не уснул…
скучный, нудный, низкосортный фильм…
не понял, зачем сюда слонов приплели?
финал фильма вообще калейдоскоп оружия и брони, то ли музей какой ограбили и раздали актерам. кому, и что досталось. остается только догадываться.
сюжет: 2 из 10
зрелищность: 3 из 10
Комментарий от онг бак 2 - 09|04|2009 # 22:43
Александр, это не чоцзяо и ше-цюань, а южный стиль ушу Хун-гар
Комментарий от Den - 30|05|2009 # 21:10